Демографический идеал. Часть третья

Советы господину Федорову Николаю Васильевичу, руководителю «Института социально-экономических и политических исследований», получившему от власти задание подготовить программу обновления России. Часть третья.

Адрес прописки – рабочее место

Два неистребимых парадокса российской региональной жизни удивляют меня уже много лет. Первый: все ускоряющее опустошение территорий от населения – при наличии миллионов желающих (из числа прежде всего бывших соотечественников) закрепиться в России. Второй: искусственные заторы, создаваемые властью на пути развития рынка труда. Ведь совершенно очевидно, что сужение рынка труда неизбежно влечет отток населения. Только широкое и свободное формирование такого рынка приведет к появлению новых рабочих мест, к притоку в регион денежных средств, к приросту трудовых ресурсов, а, следовательно, и работоспособного населения.

Тем не менее, администрация областей почему-то придерживается обратной логики: запрещает прописку мигрантам, чтобы уберечь, якобы, рабочие места для аборигенов, а, значит, добровольно сажает свою экономическую территорию на голодный паек иссякающего трудового потенциала.

Подозрительное отношение к мигрантам как «лишним ртам», «нахлебни­кам» отражает все еще свойственную нашим администраторам экономическую зашоренность, сохранившуюся с советских времен, когда существовал не рынок труда, а некий зарезервированный и распределяемый государством фонд твердого штата и неизменной заработной платы. Сегодня ситуация изменилась. Но мышле­ние, как видим, во многом осталось прежним. В результате, до сих пор над нами довлеет пугало прописки, когда основанием для нее становится все, что угодно — квадратные метры жилплощади, родство, блат, взятка, инвалидность, сиротство, но только не наличие работы, найденной, вновь созданной или предлагаемой пре­тендентом. Хотя уже и в России есть убедительный пример в пользу привлечения свободных трудовых ресурсов — Москва. Как известно именно т.н. «гастарбайтеры» позволили ей осуществить экономический рывок, стократно усилив ее экономическую мощь. Спрашивается, кто мешает регионам повторить этот опыт?

Признаться, мне абсолютно непонятно бытующее предубеждение против «гастарбайтеров», и не только среди населения, но и в среде региональных управ­ленцев. Люди, приехавшие в Россию работать (то есть заведомо — лучшие, наибо­лее активные, трудолюбивые, ответственные, заведомо не бандиты или воры, а именно законопослушные граждане других стран), оказываются здесь, у нас, не просто людьми «второго сорта», лишенными всяческих прав и социальных пре­ференций, но и, что еще более нелепо, презираемыми нелегалами, которым надо продавать свой труд подпольно, втайне, с нарушением законов. В отношении их творится самый дикий произвол. Правоохранительные органы устраивают на них буквально охоту, вылавливая, конфискуя все заработанное, депортируя. В то вре­мя как благодаря труду этой чрезвычайно дешевой рабочей силы наши россий­ские города капитализируются, (например, за последние десять лет Москва увеличила свою капитализацию в сотни раз) экономика получает заряд интенсивного развития, валовой продукт прирастает фактически, находят исполнителей самые трудоем­кие, грязные, мало оплачиваемые работы. По-хорошему мы должны поклониться и поблагодарить этих тружеников. И обязательно постараться создать для них при­емлемые человеческие условия, в том числе — режим упрощенной регистрации, обеспечение социальных выплат за счет работодателя, возможность безвизового въезда семьи на период рабочего контракта, да и постоянного проживания. Тогда можно будет говорить о цивилизо­ванном подходе к трудовому рынку. К примеру, в миллионном германском городе Кельне, восемнадцать процентов населения сегодня составляют иностранцы, из них более шестидесяти тысяч – граждане Турции. И это считается вполне нормальным – привлекать иностранные трудовые ресурсы.

Есть и другая сторона той же проблемы. Необъятные территории и огромный объем природных ресурсов России предполагают, что в ее границах должно проживать не менее пятисот-семисот миллионов человек. Россиян же сегодня всего лишь сто тридцать миллионов. И, к сожалению, мало кому понятно, что в настоящее время мы переживаем острейший демографический кризис. Он затаился, публично эта тема не достаточно обсуждается, а несет в себе огромную разрушительную силу. Поэтому, когда с экрана телевизора я вижу, как изгоняется с российских городов «иностранная» рабочая сила, да еще за средства бюджета, то задаешься вопросом: а не роем ли мы сами себе могилу? Глобализирующейся экономике необходимы, прежде всего, рынки сбыта, а значит потребители. И тут возникает главное и наиопаснейшее для нашего народа историческое противоречие: между огромными природными ресурсами и территорией, с одной стороны, и отсутствием адекватного потребительского рынка (или народонаселения), с другой. Но как за короткое время снять демографическую проблему? Разрешима ли наша кризисная демографическая ситуация вообще? Как изменить ее? Предлагаю вспомнить другие цифры: при Петре Великом нас было четырнадцать миллионов, при Екатерине Второй – тридцать семь, при Александре Первом – сорок девять, при Николае Втором – около ста, при Сталине – двести, а перед развалом СССР, в девяностом году все триста миллионов. Такие, довольно быстрые, скорости увеличения народонаселения нас сегодня уже не могут устроить. Ведь России необходимо к 2030 году иметь не менее двухсот пятидесяти миллионов, к 2050 — триста, а к концу ХХI века — четыреста миллионов жителей! Если СНГ состоялся бы, то через пятьдесят – семьдесят лет нас могло бы стать более пятисот миллионов! Иначе нет необходимости строить независимую политику, а нужно планомерно входить в новые межгосударственные образования и совместно с союзниками строить общее будущее. Так что, мы должны признать, что сохранить Россию в том виде, в каком она существует сегодня, даже через тридцать-пятьдесят лет окажется совершенно невозможным. Собственных сил для увеличения народонаселения в необходимом темпе у нас явно не хватает. Надо меняться: или наращивать демографический потенциал – приглашать с разных континентов, преимущественно из стран СНГ, Европы и Африки, новых и новых мигрантов, предоставляя им земли в бесплатное долгосрочное пользование (иначе поднять сельское хозяйство будет чрезвычайно трудно) или искать себе союзников, чтобы принять радикальный вызов времени. Именно так поступали США в начале ХХ века и Бразилия после второй мировой войны – усиливая свой демографический, а значит, экономический потенциал за счет выходцев других стран. Пора россиянам изменить свои правовые нормы, свою психологию, увидеть в мигрантах не своих «врагов», а спасителей. Следует не только приглашать, но и дружелюбно встречать переселенцев, предоставлять им «подъемные» средства для обустройства в России. Тут уместно обратить внимание на финансовую сторону вопроса. На поддержание своих партнерских отношений со странами СНГ наша страна тратит десятки миллионов долларов в год. Если принять альтернативу заселения России мигрантами, то на эти деньги вполне можно было бы принять не менее миллиона семей в год. И не просто принимать переселенцев, а обеспечивать каждую семью финансовой помощью. За два десятилетия прирост населения страны может составить двадцать пять миллионов новых граждан. И надо продолжать такую миграционную политику, чтобы трехкратно увеличить народонаселение России!

В этом случае ей будет гарантированно будущее в мире нового тысячелетия!

Нас, якобы, около 140 миллионов. На самом деле эта цифра завышена на 5-10 миллионов. Например, моя семья состоит из 12 человек: я, жена, 6 детей, 4 внуков. Все прописаны в Москве, но в городе постоянно проживают лишь четверо трое: я, жена, дочь и внучка. Сам я бываю в России не более 5-6 месяцев. Одна дочь учится в университете в Италии, другая с семьей проживает в Германии, младший сын учится в Бостоне, США, средний – живет и работает в Мексике, старший — тоже живет вне России.

Похожих историй множество. Сегодня во всех европейских столицах и крупных городах мира русская речь на слуху. Все больше и больше людей уезжают из России в другие страны на ПМЖ. Искренний патриотизм рождается в сознании человека как ответ на комплексный комфорт проживания, а не на призывы любить Родину. Если перед человеком возникает дилемма: «Хочу любить, но за что?» — то власти необходимо срочно обновляться и модернизировать страну.

Уважаемый Господин Фёдоров! Я буду продолжать делиться с вами и моими читателями размышлениями о социально-экономических проблемах страны, которые, смею надеяться, помогут вам в подготовке программы обновления России.

Александр Потёмкин


Комментарии:

11-07-23 22:23 Дмитрий Ермаков
Я нерентабельный. Я русский. Был, есть и буду. К черту ваш комплексный комфорт проживания! Это все от неверия (это еще мягкий вариант), а то и того хуже. Дорогие участники ГЛФР, задумайтесь — от кого вы получаете деньги. С кем вы, вроде бы как, объединились на этом «форуме». Ответить


Добавить комментарий: